Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Королева М. О. «Детская школа искусств»

 


Творческий проект:

Проведение городских концертов-лекций учениками класса – как вид публичного музыкального общения, средство и способ личностного роста ребенка

 

Автор: преподаватель

по классу фортепиано «ДШИ»

Лилия Антоновна Брызгалова

г. Королев

Июнь, 2014 г.

 

Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое отражение виды искусства: музыка, литература, театр, хореография, эстрада.

 

 

          Цель – комплексное развитие учеников класса, с целью проведения классных концертов-лекций в Гимназиях, СОШ, МБОУ д/с г. Королева.

          Задачи – правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

- определить в какой логической последовательности действовать;

- какие формы, способы и приемы при этом использовать.

 

Решение всех задач невозможно без веры и понимания цели всеми участниками этих концертов-лекций и их родителей.

Нужна заинтересованность всех участников в нужности и значимости проводимых методических концертов-лекций в городе.

Контроль со стороны родителей поможет успешному усвоению учебного процесса всех лет обучения в школе.

Успеть преподавателю за годы учебы не только обучить игре на фортепиано, но и воспитать чувство ответственного отношения к себе и товарищам, умение дружить, быть преданным общему делу коллектива класса.

Это главная идея для успешной реализации этого проекта.

Финальный шаг - реализация проекта.

 

Проработав более 40 лет преподавателем по классу фортепиано в «ДШИ» г. Королева, впервые, по предложению  зам. директора по УВР    Веры Владимировны Веселиной, делюсь своими достижениями, которые выстроились чередой из многих лет постоянного поиска «единомышленников» в лице детей и их родителей.

Еще в 70-е годы начала проводить классные часы, где ребята, слушая органную музыку И. С. Баха, фортепианные концерты С.В. Рахманинова, музыку П. И. Чайковского и других композиторов, рисовали за столами в теоретическом классе. Так появилась за многие годы галерея рисунков роскошной русской природы всех времен года, мира Космоса с его «обитателями», а музыка балетов П. И. Чайковского вводила в мир волшебства сказочных персонажей.

11

Класс был увешан этими рисунками. До сих пор храню рисунки, как память. Ребята в рисунках реализовывали свои фантазии и мечты. В пьесах работали над пониманием образов, что навевала музыка разных композиторов, а еще к пьесам подбирали и учились читать выразительно стихи, дополняя созданные в игре образы.

Мы учились развивать и использовать образное мышление, которое станет главным звеном учебного процесса в работе над пьесами, ансамблями, аккомпанементом в моей педагогической деятельности.

Д. Б. Кабалевский писал: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества».

Музыка – один из наиболее сложных для восприятия видов искусства. При этом в музыке всегда можно найти связующие нити с другими видами искусства.

Через слово открыты пути и в глубинные пласты музыкального содержания, и в пространство широкого контекста, в котором музыкальное и словесное искусства пересекаются и обнаруживают свое родство.

Изобразительное искусство дает детям развитие психологических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном комплексном развитии ребенка. Это основное средство эстетического воспитания.

Образное мышление развиваем в классе с первых уроков, когда знакомимся с клавиатурой, семью звуками. Воспроизводим звук и слушаем долго. Ребенок слышит свой «цвет» каждого из семи звуков и, конечно, создание затем своей особой сказки в рисунках. Ученику дается право выбора в классе места для его рисунка. Конечно, все три стены аккуратно пополняются рисунками. Для малышей очень приятно сознавать, что класс № 208 не только учебный – в нем «живут сказки» всех детей. В дополнение к рисункам, самые маленькие на уроки приносят своих «любимцев», которые украшают урок, сидя на пианино, запоминают замечания и задания, чтобы помогать дома. Стараюсь с первых же уроков проводить занятия с малышами без мам. Мы учимся ответственно относиться к своим достижениям, быть самостоятельными. Очень интересно знакомиться с внутренним миром детей, их интеллектуальными, эмоциональными, психомоторными данными.

В мой класс во все годы работы в «ДШИ» поступали самые обыкновенные дети с разными физическими, музыкальными, психомоторными данными. После более близкого знакомства с каждым ребенком и его родителями, появляется четкое понимание педагогических задач учебного процесса. Учитывая данные, подобрав индивидуально каждому учебную программу с учетом личности каждого ученика, физических, музыкальных данных, решается огромное количество задач от постановки рук, нотной грамоты, развития музыкальной памяти, техники, до понимания необходимости постоянных домашних занятий. 

Решения этих задач меняются, усложняются, что радует, так как у детей с заинтересованными в обучении родителями и четким жизненным расписанием домашних занятий, которые крайне важны в обучении, такое отношение неизбежно приводит к серьезным успехам, которые помогут показать значимые результаты ребенка в течение всех лет обучения.

Каждый родитель, отдавая ребенка в «ДШИ» по классу фортепиано, не осознает до конца все природные возможности своего ребенка и не учитывает уже полученный ребенком опыт домашнего воспитания, который очень важен, потому что усидчивость, умение слушать взрослых, организованность, аккуратность и последовательность в выполнении любого задания станут основой обучения, возможностей, успехов в дальнейшем образовании и развитии ученика.

Невозможно описать пути подхода к пониманию характера ученика, чтобы наладить доверительное общение, проявив серьезное внимание к его внутренней жизни, увлечениям, желаниям, которые сблизят с учеником и помогут в подаче и усвоении нужного теоретического и музыкального материала.

В процессе обучения ребенка проявляются его природные музыкальные данные, которые при наличии характера, усидчивости, терпения приведут к ожидаемым результатам.

Особое внимание все годы обучения требует развитие технических возможностей, музыкальной памяти , чтобы уметь создавать и исполнять образы, которые предлагают авторы пьес, используя штрихи, оттенки, темпы, педаль, подбирая стихи, рисуя  в красках образы на бумаге и надо признаться, одни и те же пьесы, которые в разные годы играли ученики, всегда звучат по-новому, так как каждый ученик слышит и чувствует темп, оттенки, штрихи согласно своим музыкальным данным и  возможностям и это изумительно, так как в исполнении оживают новыми красками знакомые пьесы в ручках этих талантливых детей.

С 1-го класса ввожу фортепианный ансамбль и предлагаю «работу», которую дети осваивают не со мной, а друг с другом. Воспитывая друг друга, начинают обожать свои достижения. Меняю партнеров, партии между учениками, подбирая по данным пары.

Все годы работы в «ДШИ» настойчиво работаю над фортепианными ансамблями, так как считаю, что это особое воспитание детей с 1-го по 7-й классы.

Сохраняю до 7-го класса работу над ансамблями, а с 5-го класса ввожу в работу аккомпанемент.

Школьные годы – 7 лет обучения быстро летят, класс пополняется новыми учениками, но во все периоды преподавания, я всегда оставалась верна своей цели – заниматься развитием личностного роста каждого ученика класса, которое поможет ему реализовать свои достижения в концертной деятельности класса. Привить трудолюбие, дисциплину, без которой трудно в коллективе, чувство дружбы, которая будет продолжаться долгие годы жизни, ответственность за себя и за других, преданность делу класса, чтобы, выступая в городских концертах-лекциях солистом, в ансамблях, аккомпанементе, повышать свою самооценку, уверенность в своих возможностях, желание дальнейших успехов, за которыми стоит ежедневный упорный труд.

Как почувствовать, услышать, узнать предел природных музыкальных возможностей ученика, памяти, технической свободы в предлагаемых пьесах, рискнуть перешагнуть этот предел и помочь ученику в достижении более высокой цели поставленной перед ним в новом музыкальном  произведении?

Только работая на уроке, воспитывая, обучая ученика, «заразив» этой целью, проживая с ним на одной волне взаимоуважения, взаимопонимания, поддерживая его уверенность и веру в возможность обогащения новыми музыкальными образами, которые подарит знакомство с новыми произведениями, возможно получение, как награды за большой труд, ощущения не только внутренней свободы, счастья, уверенности в своих возможностях, но и определит дальнейшее желание исполнительского мастерства, жажды и любви к концертным выступлениям на эстраде.

Первые методические концерты - лекции проводила для родителей класса. 

22

Надо было ощутить внутреннюю готовность, уверенность в возможности в данный промежуток учебного времени успеть не только готовить программы концертов, но и проходить учебный материал с каждым учеником, который включает технический зачет; академические концерты, переводные экзамены, конкурсы, отчетные концерты школы и отдела, подготовку выпускных программ. Было еще и огромное количество репетиций, которые необходимы.

В классе обучаются дети разного возраста, ответственности, трудолюбия, но все годы в классе были «звездочки», которые обращали на себя внимание учеников класса своим отношением к учебным программам, трудолюбием, ответственностью, участием в конкурсах, отчетных концертах школы и отдела. Они становились стержнем для создания и проведения городских классных методических концертов-лекций. 

33

Проведение с участием всех учеников класса методических концертов-лекций для детских садов, Гимназий и СОШ г. Королева всегда было очень ответственно. 

44

55

66

Нас не только тепло принимали и принимают, дарят аплодисменты и подарки. Нас оценивают в полных залах дети, ученики, Администрации образовательных учреждений по степени профессионального исполнительского мастерства, содержания представленных программ, умения каждого исполнителя заинтересовать аудиторию, познакомить с композиторами и создать образы представленных произведений, зажечь желанием поступить обучаться в «ДШИ» для дополнительного музыкального образования. 

Администрации «ДШИ» мы приносили отзывы. За успехи, труд, усердие «ДШИ» награждала ребят Почетными Грамотами, которыми они очень гордились и гордятся. А я устраивала детям чаепития, за которым подводились итоги выступлений.

77

88

Много концертов ко всем знаковым событиям и юбилейным датам России и города проведено за последние 15 лет с участием всех учеников     1-7 классов и показа работы над пьесами, ансамблями, аккомпанементом

 

2005г. Март. Конкурс «Городские цветы-2005». Лауреатом детского творческого конкурса «Городские цветы-2005» в номинации «Музыка» стала Савельева Мария.

99

 

2005 г. Апрель. «Методический концерт-лекция, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне «Работа над пьесами, ансамблями, аккомпанементом в 1х-7х классах» с участием всех учеников класса преподавателя по классу фортепиано Брызгаловой Лилии Антоновны. При участии учеников преподавателя по классу виолончели Потловой Елены Викторовны».

1010

Справа налево: Б. И. Белоглазов, Ю. А. Данилов, Л. А. Брызгалова, С. А. Пашков 

 

1111

1212

1313

1414

Подготовка и проведение к такой дате концерта лично для меня было важно и почетно.

Обсудив программу этого концерта с ребятами и получив одобрение родителей, с энтузиазмом, ответственностью готовили концерт. Была цель – ярко, с душой не только выступить, но и оставить в сердце каждого тепло от единения переполненного актового зала, родителей, преподавателей, ветеранов, которые жили в семьях моих учеников.

1515

1616

1717

1818

1919

2020

2121

2222

2323

 

 

Мой отец – Антон Игнатьевич прошел всю ВОВ от Днепра до Берлина, был тяжело ранен, награжден многими орденами и медалями.  После войны восстанавливал и талантливо, как и все чем-бы он не занимался, руководил заводом, Советом ветеранов г. Киева, был великолепным отцом, который всей своей жизнью был примером Чести, Добра, Справедливости, Любви, Надежности, Дружбы. 

2424

Любил работать с людьми, помогать, умел построить своими руками моторную лодку, построить дом, вырастить сад, разбирался в радиотехнике, мог разобрать и собрать по винтику автомашину и за 55 лет работы на заводе  много сделал во славу Родины.

Каждый год 9-го мая он встречался в Москве с однополчанами, друзьями. Этот концерт – был моей особой памятью о дорогом человеке в моей жизни.

Его уход был потерей не только для нашей семьи и моей мамы, Надежды Васильевны, с которой папа прожил 52 года. Проститься с ним, оставив работу, пришел весь коллектив завода, друзья, которые его любили, уважали, Совет Ветеранов города Киева. 

 

Отгремят салюты и парады.

Тем, кто жив, достанутся награды.

Скажут речи громко, с чувством долга,

А потом забудут всех надолго.

Сколько их осталось ветеранов?

Сколько их не стало слишком рано?

И сейчас никто не скажет точно

Сколько судеб разорвало в клочья!

В памяти еще грохочут войны.

Временами это очень больно…

В мае шумно праздник отмечали,

А теперь душа моя в печали...

Я к тебе на кладбище приеду,

Выпить, папа,

За твою Победу.

Петр Давыдов

 

Президент Украины Л. Кравчук за заслуги отца перед Родиной разрешил захоронить отца на центральной аллее Центрального кладбища города Киева.

 

Особая благодарность маме Нелли Месропян, - Наринэ Эдуардовне, которая не только великолепно владеет фортепиано, но и обладает сильным, красивым голосом.

Наринэ Эдуардовна открывала наш концерт – мы ввели в концерт вокальное пение. И Нелли  - наша «звездочка», владея таким же сильным, красивым голосом как и мама, стала украшением всех наших концертов, которые мы провели в Гимназиях, СОШ г. Королёва в 2008, 2012 годах.

2525

 

 

2007 г. Апрель. «Методический концерт учеников 1-7 классов с показом работы над пьесами, ансамблями, аккомпанементом, вокалом, посвященный 40-летию педагогической деятельности Л. А. Брызгаловой при участии выпускников разных лет обучения»

 

Этот концерт готовился уже с новыми членами нашего коллектива, так как многие окончили «ДШИ».

Цель - сказать спасибо мамам, бабушкам за терпение, доверие, уважение к моему труду, помощь и участие в учебном процессе детей на протяжении всех лет обучения. 

2626

2727

2828

2929

3030

3131

3232

3333

3434

Пришли мои любимые выпускники разных лет. После концерта, за столом во главе с Борисом Ивановичем – нашим директором, сидели участники концерта с родителями, выпускники. У меня была гордость в сердце за внимание ребят, ощущение «огромной моей семьи, детей»,  нужности делу которому посвятила свою жизнь.

3535

 

2007 г. «Методические концерты-лекции к 100-летию Сергея Павловича Королева и 70-летию г. Королева»

 

2008 г. в апреле проведены методические концерты-лекции с участием всех учеников класса и показом работы над пьесами, ансамблями, аккомпанементом, вокалом, для старших классов Гимназии №9, Гимназии №17, СОШ №1, СОШ №7, СОШ №10, посвященные 50-тилетию «ДШИ».

3737

3838Otzyv 1 1

Otzyv 1 2Otzyv 1 3Otzyv 1 4Otzyv 1 5Otzyv 1 6

 

3939

4040

4141

4242

 

«ДШИ» отметила свое 50-летие. Мы, подготовив особую программу с пьесами, фортепианными ансамблями, аккомпанементом, стихами, вокалом, провели городские методические концерты – лекции для старших классов Гимназиям №9, №17, СОШ №1, №7, №10, Администрациям учебных заведений.

Полуторачасовые концерты-лекции были проведены на высоком уровне. Залы Гимназий, СОШ были заполнены учениками старших классов со своими преподавателями и Администрацией этих образовательных учреждений. Восхищённая публика за большой кропотливый труд всех участников этих концертов благодарила аплодисментами, а отзывы учебных заведений на выступления учеников для Администрации  «ДШИ», рассказывают о впечатлениях, которые произвели выступления ребят.

И снова класс пережил прощание с выпускниками-участниками этих концертов.

Но всегда подрастали младшие ученики класса, которые все годы моей работы участвовали в методических концертах-лекциях для детских садов ко всем знаковым датам города, России.

 

2009 – 2010 гг. Проведены методические лекции-концерты в МБОУ д/с №23, МБОУ д/с №24, МБОУ д/с №25, МБОУ д/с №7.

 

2011 г. К 50-тилетию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, проведены концерты-лекции в МБОУ д/с № 23, МБОУ д/с №24, МБОУ д/с №25, МБОУ д/с №27 г. Королева.

4343

4444

4545

4646

4747

 

2012 г. 12-14 марта. Проведены концерты-лекции фортепианного отдела «ДШИ» для старших классов СОШ №7, СОШ №10, Гимназии №9, Гимназии №17, посвященные 55-летию «ДШИ» и 30-тилетию вступления в должность директора «ДШИ» Бориса Ивановича Белоглазова.

 

Наш фортепианный отдел поручил мне проведение этих методических концертов-лекций старшими учениками нашего отдела для старших учеников Гимназий №9, №17, СОШ №7, №10.

Все старшие ученики моего класса приняли участие в этих концертах.  Концерты были особенные, так как были посвящены 30-летию вступления в должность директора «ДШИ» Бориса Ивановича Белоглазова и 55-летию «ДШИ».

4848

4949

В честь юбилея Бориса Ивановича наш класс выпустил стенгазету с поздравлением любимому директору и фотографиями участников этих концертов.

         С огромным успехом прошли в ОУ выступления Нелли Месропян. Мощный, красивый голос, безупречный вкус подбора репертуара и исполнение джазовых произведений очаровали переполненные залы Гимназий и СОШ.

         А Дмитрий Ковалев своими джазовыми импровизациями покорил всех слушателей. Очень талантливый, молодой человек, обладающий трудолюбием, особенной любовью к музыке, самосовершенствованием в этой области, математик и физик с задатками ученого-исследователя, которым будет гордиться Россия и космонавтика.

Залы Гимназий, СОШ были заполнены учениками всех старших классов со своими преподавателями и Администрацией школ. Благодарная публика за очень большой, кропотливый труд всех участников концертов благодарила аплодисментами, а отзывы школ на выступления учеников для Администрации «ДШИ», рассказывают все о впечатлениях, которые произвели выступления ребят.

 

2012 г. 15-16 марта. Младшие ученики моего класса выступили с концертами-лекциями в МБОУ д/с № 1, МБОУ д/с №15, МБОУ д/с №11, МБОУ д/с №35 г. Королева, посвященные 55-летию «ДШИ» и 30-тилетию вступления в должность директора «ДШИ» Бориса Ивановича Белоглазова.

5050

 

21 марта в «ДШИ» в гости пришли бывшие выпускники класса Лилии Антоновны. Участники Методических концертов последних лет, лауреаты фортепианных конкурсов. За чаепитием ребята делились своими успехами и планами. Сегодня  это ребята выпускных классов Гимназий и СОШ г. Королева, студенты ВУЗов.

5151

5252

Все годы пребывания в «ДШИ» ребята не только учились играть, но и учились дружить, и сейчас дружат друг с другом, добиваются поставленных целей.

         Ребята состоялись как личности, умеющие преодолевать сложности, любить, быть верными духу братства, что витал и сейчас витает в классе Лилии Антоновны Брызгаловой.

         Для педагога счастье видеть и сознавать, что за долгие годы общения, дети становились и становятся родными и каждая встреча с ними – это подарок, который хочется получать еще долгие годы.

        

Что ценного было в этих концертах? Чего удалось достичь?

 

         В этих концертах была показана работа учеников с 1 по 7 класс со всеми видами работы – пьесами, фортепианными ансамблями, аккомпанементами, стихами к образам пьес, вокалом, джазом.

         Методические концерты - лекции проходили как мини-спектакли и были самыми интересными в плане достижений.

         Сама возможность проведения городских классных концертов-лекций требует абсолютной подготовки каждого исполнителя, независимо от наличия у ребенка необходимых для этого мероприятия данных.

         Главное – желание участия, возможность ощущения своей значимости в общем деле коллектива. Здесь необходимо чувствовать предел возможностей ребенка, чтобы ему было комфортно, а для меня – дать ребенку испытать свою волю, усердие, поставив выше планки цель в репертуаре, необходимую для творческого роста ученика. Удавалось создать коллектив единомышленников, который, прощаясь с выпускниками, принимал новых членов, но дух «братства» оставался жить в классе.

         Думаю, ребятам очень уютно в классе. Дети знакомятся, готовят сольные выступления к экзаменам, репетируя свои партии в фортепианных ансамблях, подтягивают друг друга в результате репетиций, которые оказывали и оказывают влияние на формирование ответственности, характера, который закаляется в репетициях, достижении поставленной цели. Учились дружить такой дружбой, которая в сердце каждого остается на долгие годы. 

         В классе ребята проживают 5-8 лет, возможно самых важных для их будущего.  Наши репетиции, общение, по признанию моих «звездочек», сформировали каждого из них, помогли обрести и закрепить качества характера, которые стали основными помощниками в учебе в образовательных учреждениях, в ВУЗах, в работе, воспитании уже своих детей.

         Каждый, очевидно, в уроках, репетициях, общении, находил свой стержень, что-то новое, важное для себя, что помогает сегодня быть успешными молодыми людьми, готовыми к преодолению любых трудностей.

Мои «звездочки-выпускники» всех лет работы в школе – моя гордость. Счастье от сознания, что годы поиска, преодоления трудностей не прошли зря, спасала и спасает во всех делах убежденность и Вера в необходимости дела, которому я отдала 48 лет жизни и нужность всем моим ученикам.

 

В 2013 г. Королев отметил 75-летие.

14 мая 2013 года к 75-летию г. Королева, младшие ученики класса впервые провели концерт-спектакль с атрибутами, которые очень точно дополняли образы стихов к пьесам. В руках детей эти атрибуты «разговаривали», двигались, как живые персонажи, передавая эмоционально содержание стихов, а затем ребята профессионально исполняли пьесы к созданным образам. Моим артистам от 7 до 9 лет.

Малышам и педагогам детских садов впервые был представлен такой концерт-спектакль. Они не скрывали удивления и восторга артистизму, с которым в руках танцевали «Мышата с котом», покорившие всех в превосходной подаче Дарьи Мухиной

5353

5454

 

а «Кукла Юлька» Камиллы Шульгиновой обрела заботливую маму, 

5555

 

Елизавета Ломовская представила свою «Новую куклу» очень ярко и артистично.

5656

 

Анастасия Ниелина очаровывала «Осенними портретами», 

5757

 

а Николай Беликов, подготовив великолепное стихотворение о ВОВ, выступал у Мемориала Славы города в День Победы 9-го Мая перед Ветеранами города, а в детских садах подкрепил свой образ защитника Родины «Маршем» Р. Шумана.

5858

 

Дети очень старались. Этот опыт для детей бесценен.

5959

6060

6161

 

Концерты проведены в МБОУ д/c №5, МБОУ д/c №24, МБОУ д/c №25   г. Королева.

За чаем мы отдыхали, радовались успеху, делились впечатлениями, рассматривали подаренные нашему классу рисунки детей детских садов.

6262

С сентября 2013 г. будем вводить в концерты младших учеников фортепианные ансамбли. Ведь нас ждут в гости уже в ноябре 2013 г.!

 

Реализация  цели возможна при решении всех задач обучения. Это постоянное совершенствование исполнительского мастерства моих учеников, что очевидно из прилагаемых программ проведения концертов-лекций.

Все годы обучения расширяем репертуар, ищем новые возможности подачи музыкального материала классической и современной музыки для аудитории образовательных школ и детских садов города.

Нас знают, нас, надеемся, любят за наш труд, ждут, радуются встречи с нами. И это все дает такой стимул, такой заряд непередаваемых эмоций, счастья личностного роста и высокой самооценки, что мы постараемся, выходя к нашей аудитории с новыми предложениями, поддерживать постоянный интерес к нашей работе. Прилагаю отзывы и программы выступлений учеников.

В заключении я хочу от имени моих выпускников всех лет обучения, нынешних учеников класса, родителей, Администрации «ДШИ» и от меня лично выразить особую признательность всем педагогическим коллективам школ и воспитателям будущих талантливых граждан города Королева за теплые приемы, заботу об эстетическом воспитании подрастающего поколения нашего города, поддержку и готовность сотрудничества, которую все годы мне оказывали образовательные учреждения города Королева.

До встречи!

Выражаю глубокую признательность моему сыну Дмитрию, выпускнику Детской школы искусств, за подготовку и оформление творческих проектов.

6363